АНТИФАШИЗМ 10100100010011011  
  101001000100110111001

ЕВРЕИ

(определение из Большой Советской энциклопедии)

Евреи
[1] общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям.
[2] Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран.
[3] Верующие евреи в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм.
[4] Существовавшие в 1-м тыс. до н. э. древнееврейские государства - Израильское царство и Иудейское царство были покорены:
первое – Ассирией [1-!!!] [ассирийцы – семиты – сыны Сима] (722 до н. э.),
второе - Вавилонией (586 до н. э.), что положило начало расселению евреев по странам мира, особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.).
Значительные группы евреев осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В средние века евреев расселились по многим другим странам Европы и Азии. Миграция евреев была связана также с развитием торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения. Во многих европейских странах существовали законы, ограничивавшие евреев в правах и занятиях, в частности - в праве владения и пользования землёй. Как правило, евреи селились в городах, где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преимущественно торговлей и ремёслами, наиболее богатые - ростовщичеством.
[5] Догматы иудейской религии предусматривали обособление еврейские общины, чему способствовала также политика господствующих классов и христианской церкви.

Евреи не допускались в цехи и гильдии; конкуренция евреев с местными купцами и ремесленниками способствовала распространению антисемитизма.

В результате буржуазных революций 17-19 вв. в ряде стран Западной Европы средневековые ограничения прав евреев были отменены, евреи втягивались в общую экономическую и культурную жизнь стран их обитания; начался процесс ассимиляции евреев с местным населением.

Многие евреи, особенно из стран Центральной и Восточной Европы, эмигрировали в США и др. страны Америки.

[2-!!!] Массы евреев с середины 19 - начала 20 вв. активно участвовали в революционном движении в России и в Западной Европе.

[3-!!!] В конце 19 в. среди евреев разных стран возникло реакционное националистическое течение - сионизм, провозгласившее своей целью переселение всех евреев в Палестину, пропагандировавшее идею сотрудничества всех евреев.

[4-!!!] Еврейские националисты создали особые националистические партии типа Бунда.

[5-!!!] За приобщение евреев к общерусскому социал-демократическому движению решительно выступали русские большевики во главе с В. И. Лениным.

Октябрьская социалистическая революция положила начало новой эре в истории евреев в России:

[6-!!!] законодательством Советской власти были отменены все ограничения евреев в правах и

[7-!!!] объявлена решительная борьба с антисемитизмом.

[8-!!!] В 1934 создана Еврейская автономная область в составе Хабаровского края.

[9-!!!] После 2-й мировой войны в развитых капиталистических странах имело место оживление среди евреев шовинистических тенденций и идеологии сионизма с его антинаучными утверждениями о «мессианской» роли евреев и их «богоизбранности».

[10-!!!] Сионизм превратился в идеологию воинствующего шовинизма и

[11-!!!] антикоммунизма, действующую в интересах международного империализма.

В 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано еврейское государство Израиль, правительство которого провозгласило сионизм официальной политикой.

[12-!!!] В 1967 численность евреев составляла около 13,5 млн. чел., из них:

Евреи в большинстве случаев говорят на языке страны, в которой они живут.

Часть евреев стран Европы и Америки говорит также на языке идиш, на котором имеется литература;

в СССР, согласно переписи 1970, 17,7% евреев показали идиш своим родным языком.

Официальным языком евреев Израиля является иврит, развившийся на основе книжного древнееврейского языка и используемый евреями в др. странах лишь как язык религиозного культа.

Лит.:

  1. Маркс К., К еврейскому вопросу, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.1;
  2. Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, там же, т. 2;
  3. Ленин В. И., Положение Бунда в партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 8;
  4. его же, К еврейским рабочим, там же, т. 10;
  5. его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24;
  6. его же. Законопроект о национальном равноправии, там же, т. 25;
  7. его же. О погромной травле евреев, там же. т. 38;
  8. Тюменев А., Евреи в древности и в средние века, П., 1922;
  9. Гессен Ю. И., История еврейского народа в России, т. 1-2, Л., 1925-27;
  10. Маргулис У., Гешихте фун идн Русланд, т. 1 (1772-1861), М., 1930;
  11. Колар Ф. Я., Сионизм и антисемитизм, пер. с чешского, М., 1971.

Ссылки по теме:

на начало