АНТИФАШИЗМ 10100100010011011  
  101001000100110111001

Законы Отсасона, или С кого берёт пример Кавказ

Лукьян Чесноков, 04.09.2013 г.

Сначала информация к размышлению. Из почти четырёхсоттысячного населения города Грозный в 1989 году 85 процентов составляли русские. Сегодня - по официальной статистке - русских в Грозном немногим более двух процентов. Кто тут принципиально больше виноват из ушедших в мир теней - Дудаев или Ельцин с Грачёвым - тема для долгого и серьёзного анализа страниц на миллион. Но факт остаётся фактом: Чечня ассоциируется во всём мире как горестный символ, где был осуществлён крупнейший геноцид русского населения.

Вся Россия - вечный донор?

Нынче глава Чечни Рамзан Кадыров на глазах всего мира бьётся за другой символ. Заявляя, что при подсчете голосов в конкурсе на символ России имело место «откровенное мошенничество» и обещая направить запросы в Следственный комитет и Генпрокуратуру РФ. По сообщению РИА Новости, накануне Коломенский кремль, расположенный на территории Подмосковья, оказался лидером во всероссийском конкурсе за символ России, где обошел мечеть имени А. Кадырова «Сердце Чечни». По словам Кадырова, сотовые операторы «Мегафон» и «Вымпелком» не учитывают sms-сообщения за достопримечательность республики, ссылаясь на перегрузки.

И Москва в очередной раз пошла на компромисс!

Руководство всероссийского мультимедийного проекта-конкурса «Россия 10» приняло решение провести технический аудит полученных данных об sms-голосовании, говорится в заявлении, размещенном на сайте проекта: «В связи с тем, что за сутки с 12.00 29 августа по 12.00 30 августа в адрес проекта "Россия 10" поступило немногим менее 50 миллионов голосов, то есть почти треть всех голосов, поступивших за 6 месяцев проведения проекта, а также в связи с широким общественным резонансом вокруг итогов второго тура, руководство проекта приняло решение о проведении технического аудита полученных данных о голосовании для полного выявления возможных технических ошибок, компьютерных накруток на стадии полуфинала, а также для недопущения влияния подобных факторов на ход финала».

Тем временем Чечня уже стала чемпионом России по освоению бюджетных средств: чиновники там очень любят дорогие машины и совсем не хотят работать, сетует Минфин. Об этом в своей статье пишет Александр Романов (КМ.Ру). Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) появился на административной карте России совсем недавно. Указом президента от 19 января 2010 года он был выделен из Южного федерального округа. В новое образование вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Ставропольский край и Чечня. Скоро будет четыре года, как округ существует. Дата не круглая, но все же являющаяся поводом подвести итоги и посмотреть, чего округ достиг за указанный период. Но для предварительной оценки ждать еще пять месяцев совсем не обязательно: положение дел в СКФО видно и сейчас. И оценить его можно благодаря тому, что в Пятигорске, являющемся столицей округа, состоялось совещание правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО с участием премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором обсуждалось, как округ будет развиваться дальше. Но сначала говорили о том, что есть сейчас.

Как следует из выступления министра финансов Антона Силуанова, округ живёт не по средствам. Северокавказские чиновники ни в чем себе не отказывают за казённый счет и являются самыми автомобилизированными, самыми щедрыми по отношению к себе и самыми добрыми при сборе налогов. А первенство среди «добрых» и «щедрых» держит Чеченская Республика, в которой чиновники живут наиболее расточительно. «Чемпион» у нас – Чеченская Республика. Если среднее количество легковых автомобилей на балансе госорганов или арендуемых госорганами составляет 0,06 на одного служащего, то в Чеченской Республике – 0,27», – сообщил министр финансов. Иными словами, если в целом по России на 17 чиновников приходится один автомобиль, то в Чечне таковой – один на четырех.

И если бы всем российским чиновникам понадобилось одновременно отправиться в путь на казенных авто, то все ехали бы как селедки в бочке, а чиновники из ЧР – по одному на место, вполне комфортно. Более того, по словам Силуанова, автопарк чиновников ЧР составляет около половины автопарка чиновников всего Северного Кавказа. «То есть возможность для оптимизации есть», – сказал министр. Правда, далее не уточнялось, как нужно оптимизировать избыточный автопарк. Надо полагать, его следует передать менее обеспеченным коллегам в другие регионы. Но и самих чиновников на Северном Кавказе развелось слишком много. Если в среднем по России численность госслужащих в расчете на тысячу жителей составляет 1,8, то на Северном Кавказе этот показатель составляет 2,1, а в Ингушетии – и вовсе 4,6, отметил министр.

Это еще не всё. На госслужащих, словно на самом дорогом, в этих республиках не экономят. В среднем по России размеры расходов на чиновников составляют 1500 рублей в расчете на тысячу человек населения, а в той же Чечне – 3000 рублей, в Кабардино-Балкарии – 2000, рассказал Силуанов.

Но, возможно, такие дорогие госслужащие работают очень эффективно и тем самым компенсируют затраты на себя? Увы, нет. Взять, например, сбор налогов. Отношение налоговых доходов к валовому региональному продукту на Кавказе составляет 0,1, тогда как в среднем по России эта цифра превышает 0,2, отметил Силуанов. «Здесь можно говорить о необходимости повышения сбора налоговых доходов», – отметил министр. По его мнению, следует снизить субсидирование экономики, на которое на Северном Кавказе направляется около 7% собственных доходов субъектов Федерации.

Все эти цифры, никогда не звучавшие прежде, приоткрывают завесу над истинным положением дел на Северном Кавказе, а последняя показывает, во сколько каждому региону обходится его содержание. Силуанов предложил северокавказским регионам немедленно принять меры по оптимизации расходов госорганов и сокращению налоговых льгот: неиспользованные ресурсы, по его мнению, уже превышают объемы заявок регионов на дополнительную финансовую помощь. Кавказские налоговые льготы, по данным Минфина, в два раза превышают среднероссийские: из-за этих льгот республики СКФО недобрали около 7,3 миллиарда рублей доходов в 2012 году. «Есть регионы, где льготы по налогу на имущество имеют до 90% категорий налогоплательщиков», – констатировал Силуанов. Льготы по транспортному налогу в СКФО есть у 42% налогоплательщиков, в некоторых регионах они предоставляются даже на машины с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил.

Руководители Северного Кавказа со многими претензиями Минфина согласны, но полагают, что принятие предложенных мер картины не исправит. Исполняющий обязанности президента Дагестана Рамазан Абдулатипов согласился с тем, что в республике есть проблемы с уплатой транспортного налога: при наличии 600 000 автомобилей налог уплачивается только на 240 000. Но, по его словам, на достижение среднероссийских социально-экономических показателей Дагестану все равно требуется 300 миллиардов рублей, которые ему никто не даст. Поэтому, пояснил г-н Абдулатипов, ему придется идти на прием к президенту Владимиру Путину и просить 10 миллиардов рублей до конца 2013 года.

Ему вторит глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, по словам которого, в четвертом квартале 2013 года республика все равно не сможет выполнить майские указы президента без дополнительной помощи. Что же касается чиновников, то в Ингушетии по отношению к численности населения их «действительно много»; тем не менее штаты госслужбы все равно не укомплектованы, отметил Евкуров.

Из выступления главы Минрегиона Игоря Слюняева следовало, что пять лет действия различных федеральных программ в СКФО, по сути, ничего не дали. Уровень безработицы по-прежнему в два раза превышает средний по РФ. За время реализации ФЦП «Юг России» (2008-2012 годы) на улучшение социально-экономического положения СКФО потрачено 43,6 миллиарда рублей из федерального бюджета, но в 2013 году список проблем практически тот же, что и в 2008 году. Минрегион согласился с выводами Минфина: чем обильнее бюджетное финансирование регионов СКФО, тем хуже в них рыночные условия.

Популярная еще пару лет назад идея возродить экономику Северного Кавказа за счет туристического кластера и горнолыжных курортов больше не вдохновляет чиновников. Эта "потемкинская деревня" уже с полгода как прочно забыта, практически табуирована. Старт курортного строительства оказался не самым удачным и проблемы с безопасностью никуда не исчезли, пишет «Независимая газета».

А ведь как красиво всё выглядело на бумаге! Ожидалось, что одним из главных стимулов для возрождения Северного Кавказа станет создание на его территории туристического кластера мирового уровня, который сможет конкурировать с европейскими горнолыжными курортами. Для воплощения данной утопии в жизнь правительство в 2010 году учредило ОАО «Курорты Северного Кавказа», которое возглавил Ахмед Билалов.

Как известно, в 2013 году Путин уволил Билалова с должности вице-президента Олимпийского комитета России за срыв графиков строительства олимпийских объектов и нецелевое расходование средств. Вслед за этим последовало его увольнение с должности председателя совета директоров в «Курортах Северного Кавказа», так как и там выявились факты неэффективных трат. Выяснилось, что руководство куда больше тратилось на самообеспечение, чем на туристический кластер. В итоге следственный департамент МВД России возбудил уголовное дело по признакам мошенничества, совершенного неустановленными лицами из числа руководителей ОАО «Курорты Северного Кавказа». Хищения бюджетных средств оценивались более чем в 275 миллионов рублей. Однако уголовное дело не помешало Билалову покинуть страну.

«Серьезные инвестиции в регион практически не поступают. Как и раньше, республики Северного Кавказа находятся в дотационном режиме, и в ближайшие годы вряд ли что-то изменится», – отмечает старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Вадим Муханов. «Северокавказские элиты, которые находятся на государственной службе, в основном безынициативны. Они привыкли получать серьезные финансовые вливания из федерального центра, распоряжаться траншами по своему усмотрению, делить их между близкими людьми и кланами. И они не заинтересованы в развитии. Это прослойка, которая высасывает все деньги, поступающие в регион. Поэтому простое население в северокавказских республиках живет очень бедно. И многие уходят в теневой сектор, а некоторые выбирают другую альтернативу – уходят в лес, вливаются в число участников незаконных военных формирований», – поясняет Муханов. Доля теневой экономики составляет на Северном Кавказе более 50%, уровень безработицы высок, никаких гарантий для бизнеса нет.

Кстати, по итогам совещания выяснилось, что стимулов экономить ради исполнения предвыборных обещаний Путина у северо-кавказских регионов нет. Минфин готов выделить не хватающие 12,6 млрд рублей из федерального бюджета, следует из выступления Силуанова. Исполнение президентских указов — приоритет, заключил он.

Рейн Отсасон: «Бессмысленно работать лучше»

«Экономика должна быть экономной», - это вполне резонно утверждало руководство СССР. И, безусловно, экономило. На Российской Федерации вообще и на Центральной России в частности. Зато другие, которые впоследствии стали упрекать и попрекать Россию, как сыр в масле катались.

В Рунете давно уже немало публикаций на эту тему. Вот, в частности, из статьи А. Федотова. В связи с часто возникающим в головах эстонских нацистов мифом о том, как они бедные и несчастные были обобраны Россией, как трудясь сутками, голодая, они из последних сил кормили русских, я решил поставить жирную точку в их домыслах. На чём основываются эстонцы утверждая это? Я не знаю. Они сами тоже, но всегда отвечают: «Все это знают!». Все, да не все.

Сами эстонцы активно занимались воплощением коммунистической идеологии в жизнь. Коммунистов-эстонцев было огромное количество, если сравнить с некоторыми другими республиками СССР.

Даже из статистических сборников того времени мы видим, что Россия производила больше, нежели потребляла. Из года в год, 45 лет... И так же, 45 лет Эстония потребляла больше минимум на 1 390 000 рублей, чем производила... Чего-то миф не подтверждается... А может быть, русские вывозили всё подчистую из Эстонии? Причем, в обход статистики? Надо же! Оказывается, в Госплане знали с 1940 года, что эстонские сепаратисты наберут силу и, отхватив неслабый кусок России, незаконно выйдут из Состава СССР и поэтому подделывали статистику! Что-то не особо верится...

А вот как всё выглядело в распределении денег НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ республики из общего бюджета СССР, в который, как мы видели, основной взнос делала РСФСР. У каждого русского в год забирали 209 рублей, а каждому эстонцу выплачивали на халяву 812 рублей, на которые он не наработал.

Обирали коммунисты, конечно... Вот только кого? Чем МЕНЬШЕ в республике проживало русских, тем БОЛЬШИЕ дотации получала республика в пересчёте на одного человека. Русские и их потребности оценивались по другой шкале.

«Бессмысленно работать лучше, - откровенно говорил бывший Председатель Госплана Эстонской ССР Рейн Отсасон, - зато большой смысл имеет составлять письма о помощи. Важно уметь выпросить деньги, продовольствие, корма, товары, что угодно, - это более важно, чем уметь делать их».

Этот принцип Эстония практикует и сегодня. Правда, доит уже Германию.

Говорит доктор экономических наук В. Милосердов: «Несмотря на то, что основная часть газа добывалась в других районах страны, прибалтийские сёла по газификации существенно опережали российские. К моменту выхода прибалтов из Союза практически все сёла Прибалтики, да и Западной Украины и Закавказья были газифицированы. Образовалась огромная дифференциация между союзными республиками в размерах ассигнований из госбюджета, в объеме поставок материально-технических ресурсов, в выделении валюты, импортных товаров и в других сферах. И, как следствие, - в уровне жизни между республиками». Факт, не требующий доказательств. Достаточно посмотреть вокруг - в Эстонии газифицированы при Советах даже отдельно стоящие собачьи будки, а в России и сегодня тысячи даже подмосковных сёл ждут, когда к ним придет газ. А что уж говорить о российской глубинке...

Давайте ещё полистаем страницы истории. Вот что, в частности, написали академики-экономисты Т.С. Хачатуров и Н.Н. Некрасов министру газовой промышленности СССР С.А. Оруджеву 16 ноября 1977 г.: «РСФСР в последние 10 лет постоянно ущемляется в выделении разнообразных централизованных ресурсов: их всё больший объем выделяется другим республикам, хотя контроль за использованием в тех республиках выделяемых ресурсов ослабевает и становится формальным. Более того: даже из того, что выделяется для РСФСР, затем весьма часто изымается из её фондов. Проявляется также неблагоприятная тенденция замораживания не только капиталовложений, но и разнообразных природных ресурсов на территории РСФСР, в то время как всё больший объем того и другого, соответственно, направляется и осваивается в других республиках. Последние требуют для себя увеличения и капиталовложений, и поставок по импортным линиям (лимитам), что, в отличие от большинства таких же заявок от РСФСР, удовлетворяется. Сохранение такой ситуации повлечёт за собой... необратимые диспропорции в социально-экономическом развитии и ресурсном обеспечении регионов всего СССР...».

В 1950-1980-х годах уровень зарплат и других социальных выплат в большинстве союзных республик был на 30-45% выше, чем в России (РСФСР). Зато уровень розничных цен в РСФСР был выше на 20, а то и на 40% в сравнении с большинством других союзных республик. 21 мая 1947 года в «закрытом» постановлении ЦК ВКП (б) предписывалось замедлить темпы коллективизации сельского хозяйства в Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии и бывших финляндских районах Карело-Финской ССР. Что и выполнялось вплоть до развала Советского Союза(«Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам», т. 3, М., 1968). В результате, к концу 1980-х свыше 70% товарной сельхозпродукции в этих регионах, а также 60% - в республиках Закавказья и во многих регионах Средней Азии - производили и сбывали юридически или фактически частные хозяйства. Отметим, что только в РСФСР состоялась повсеместная коллективизация сельского хозяйства. И только РСФСР в середине 1950 - середине 1980-х испытала на себе такие, например, эксцессы, как повсеместная ликвидация религиозных учреждений, причём в основном православных; повсеместное устранение так называемых «неперспективных» деревень; повсеместные насаждение «хрущевской» кукурузы и изъятия скота с домашней птицей из личного пользования колхозников и работников совхозов. Те же РСФСР и Белоруссия, в сравнении с другими союзными республиками, получали меньше всего сельхозтехники и госбюджетных денег на обустройство сельского и городского жилья, как и на развитие других отраслей.

Квартплата в РСФСР всегда была дороже, чем в большинстве других союзных республик. Даже официальные нормативы жилой площади в РСФСР были меньше, чем для Прибалтики, Закавказья, Западной Украины, столичных городов республик Средней Азии… Кроме того, почти для всех союзных республик — кроме РСФСР и Белоруссии - гласно и негласно снижались плановые задания. Что касается насыщения СССР потребительским импортом, - соответствующие решения политбюро ЦК КПСС и президиума Совмина СССР 1959, 1963, 1978 и 1983 гг. предусматривали строгую очерёдность: импорт потребительских товаров направлять прежде всего в неславянские союзные республики и в Западную Украину; затем в Белоруссию, остальную Украину, автономные республики РСФСР, причем в первую очередь — в северокавказские. Потом - в национально-автономные области и округа РСФСР. Именно в упомянутой последовательности. И лишь после всего этого, т.е. по «остаточному принципу», - на остальную, официально русскую территорию РСФСР. При этом на все товары Прибалтики и Закавказья советским государством назначались самые высокие в РСФСР цены, в том числе госзакупочные. Многие помнят, что отвечали эстонские бездельники на зарплате, когда их спрашивали: «Когда работать будете?» «А пусть русские работают».

…Главный урок истории заключается в том, что она ничему не учит.

А как хотелось бы всё-таки сделать выводы и выйти на позитивный вектор общероссийского развития! Без «закона Отсасона».

на начало