Издательство Ин 10100100010011011  
  101001000100110111001

ВЛАДИМИР БОРИСОВ: ЛИЦОМ К ЧИТАТЕЛЮ

Записала Светлана Макарова

Добрым другом редакции газеты «Пенсионер и общество» стал самый издаваемый детский поэт современной России Владимир Степанов. В одной «команде» с ним плодотворно трудится и Владимир Борисов. У него три высших образования, опыт работы в крупных редакциях детских газет, журналов, издательств. Но он не «забронзовел», остался по-мальчишески озорным и весёлым, доброжелательным к собратьям по перу, искренне радующимся каждой их удачной строчке. Владимир Борисов в своё время рекомендовал для вступления в Союз писателей России Сергея Еремеева. И не ошибся: книги Сергея Еремеева для детей дошкольного возраста разошлись миллионными тиражами, а покупатели не устают требовать новых и новых изданий. Недавно Владимир Борисов горячо одобрил идею создания Русского культурного центра. И одновременно охотно дал рекомендацию для вступления в Союз писателей автору идеи такого центра Андрею Тюняеву – талантливому создателю добрых и красочных книг для малышей, первооткрывателю новой науки – Организмики.

В тот же день Владимир Борисов стал гостем нашей газеты. Вот что он рассказал специально для наших читателей:

Дочка влетела с прогулки – выгуливала нашу собаку - и с порога затараторила:

- Пап, а знаешь что соседские мальчишки сказали, когда я мимо проходила? Смотри, говорят, собака писателя прошла! Представляешь?!

Представил: вот она, популярность – мою собаку узнают! Значит, не зря в детские поэты пошёл, ведь «поэт в России больше, чем поэт!» Значит – всё: хочешь – не хочешь, а должен соответствовать и нести своим читателям мудрое, доброе, вечное.

А какой он, сегодняшний юный читатель? На весеннем празднике детской книги – «книжкиной неделе» (в этом году она проходила в 50-й раз!) перед началом выступления мне пришлось давать интервью одному из телевизионных каналов. На почти риторический вопрос: «Вы согласны, что современные дети читают значительно меньше?» я ответил: «Дети, чаще всего, читают так же, как их родители». По закону подражания: «яблоня от яблони…»

Не секрет, что у нынешних родителей проблем прибавилось, а свободного времени – наоборот. Дети, особенные читатели, они ещё вчера были слушателями, и, если им не дорассказали (понимай: не дочитали) стихов, рассказов, сказок, не привили вкус к хорошей книге, значит рано или поздно это негативно аукнется для них в будущем.

С позиции науки, процесс чтения книги – процесс активного развития ребенка и это подтвердит любой медик. Читающий книгу «включает» те отделы головного мозга, которые бездействуют у человека, смотрящего в телевизор или на киноэкран. Читать – труднее, смотреть легче. Как укрепить в детях интерес к чтению книг?

С точки зрения писателя, ответ простой: писать хорошие книги. А ещё? А ещё – идти к своему читателю. Условно говоря, выступать перед ним не под «фанеру» напечатанных книг, а со сцены, вживую. Об опыте таких выступлений я хотел бы рассказать.

Скажу честно: выступаю перед детьми не корысти ради. Большинство моих коллег ждут активной работы отдела пропаганды существующего при Союзе писателей. Ждут напрасно – всё упирается в финансирование, точнее в отсутствие финансирования в школах и детских садах на выступления писателей и поэтов.

Дети не виноваты, и ждать – времени нет! С другой стороны, мне самому интересно: при живом общении проверяешь и качество своего литературного материала, и развиваешь в себе настоящего актёра. Здесь следует кое-что уточнить: помнится, во время моей учёбы в Литературном институте, учителя, известные писатели Роман Семёнович Сеф и Сергей Анатольевич Иванов в пух и прах разбили мой аргумент «а слушателям нравится». И были правы – нельзя прятать литературные погрешности за «красивым» прочтением того, что написал…

Всегда учитываю, что слушатель – ребёнок, скучных и однообразных стихов терпеть не станет – начнёт «бузить». Поэтому, для выступлений подбираю стихи весёлые, озорные, игровые. Дети любят и загадки, и скороговорки и поэтические игры с рифмами. А если чувствую, что они засиделись, поднимаю ребят, читая им стихи на движения.

Интересна реакция детей. Однажды, читаю стихотворные строки:

Постою на голове,
Там, где лужа глубже,
В перевёрнутой Москве
Я стою, как нужно!

Для большего эффекта, в самом деле, встаю на руки и делаю несколько шагов по сцене. Срываю бурю аплодисментов. Читаю новые стихи. В конце выступления спрашиваю: «О чем вам ещё почитать?» Девочка в первом ряду тянет руку, а потом просит: «На руках ещё походите!»

Выступая перед детьми, всегда хочется, в зависимости от возраста слушателей, «приподнять планку» - прочитать им не только страшилки и вредные советы, а советы полезные, заложенные в стихах о добре и зле, о любви и дружбе. Так, чтобы прочитанное вызывало не только смех, а и тишину, сопереживание, сочувствие.

После выступлений, раздавая направо и налево автографы на своих книжках, всегда гадаю: удалось - не удалось заинтересовать слушателей, прибавится завтра в школьных библиотеках новых читателей? И часто, уходя, к своей радости, слышу вдогонку дружные крики: «Приходите ещё!»


Ссылки по теме:

на начало