Издательство Ин 10100100010011011  
  101001000100110111001

Трибуна главного редактора

Андрей Тюняев: Книги нашей России

Лет десять назад некоторые футурологи прогнозировали сворачивание книжного рынка. Говорили о вытеснении книг другими источниками массовой культуры и информации, главным образом, компьютерными.

Ничего подобного не произошло: книги издавались, издаются и будут издаваться. У читателей, как мы все видим, появился выбор, какого раньше и представить себе было невозможно. И в этом огромный плюс для общества.

Однако в этом и определённый минус для издательств, которых сегодня тоже не единицы - тысячи! Чтобы выжить в конкурентной борьбе, им теперь необходимо издавать, скажем, не одну книгу стотысячным тиражом, а двадцать - пятитысячным каждую. Это могут быть очень хорошие книги. Но не факт, что хотя бы одна из двадцати изданных книг в дальнейшем окажется бестселлером. Причём, у талантливого издателя может элементарно не хватить денег для проведения даже не пиаркампании, а просто рекламного объявления в одном из СМИ или кратковременного выхода на телевидение.

Учитывая непреходящее общественное значение книжной продукции, государство так или иначе помогало и помогает издателям и писателям. Вопрос в другом: как и кому?

Даже беглого взгляда на многогранный издательский и литературный рынок достаточно, чтобы увидеть целый ряд картин, достаточно далёких от той субстанции, которая именуется справедливостью.

Вспомните: в прошлом году Россия была почётным гостем на Франкфуртской книжной ярмарке в Германии. Прозвучала информация о том, что государство профинансировало отправку туда ста литераторов. Думаю, что среди них было немало достойных людей. Но почему-то самые достойные представители той же детской литературы остались в России. Я говорю, в первую очередь, о Владимире Александровиче Степанове, чьи книги давно уже имеются в каждом доме, где есть дети.

Такие тиражи, как у Степанова, даже и в советские годы не снились самым обласканным властью официальным авторам. И что? Кто-нибудь пригласил Степанова во Франкфурт? Более того: когда несколько лет назад была опубликована официальная справка Госкомпечати, в которой значилось, что Владимир Степанов - самый издаваемый в России автор среди детских писателей, живых классиков и просто классиков, то на него, вместо ожидаемых в таких случаях добрых слов, обрушились слова другого рода. Причём, судьями прекрасного писателя Владимира Степанова выступили люди, агрессивно рекламирующие непродаваемые книги авторов, строчащих свои опусы где-нибудь в далёких зарубежных квартирках.

Россия всё-таки изменилась, а эти литераторы застряли в своих представлениях о нас и нашем настоящем и будущем. И проецируют свои устаревшие, как правило, негативные представления на страницы своих текстов. А поскольку нет пророков в своём отечестве, некоторые российские издатели дают этим рукописям зелёный свет, превращая их в книги. И, естественно, книги эти в современной взыскательной и поумневшей России спроса не находят.

Что происходит дальше? Дальше начинаются и тут же подхватываются прессой заявления неумелых и малоталантливых литераторов, как правило, с двойным гражданством, да ещё и спонсируемых зарубежными фондами, что литературы в России нет, что всё лучшее создаётся кем-то и где-то за тридевять земель.

Немудрено, что в такой атмосфере окололитературные дельцы творят все, что угодно. Судите сами: малоизвестный не только за пределами Московской кольцевой автодороги, но внутри нее, стихотворец за несколько лет второй раз подряд становится Лауреатом Государственной премии! А ведь госпремия - это не зарплата!

У нас в стране свобода слова. Но удивительно другое: бывшее министерство Печати, ставшее теперь Федеральным агентством, целенаправленно поддерживает именно тех, кого не поддерживают многочисленные покупатели книг. Народ, истосковавшийся по книгам, сеющим разумное, доброе и вечное, не желает отдавать деньги за тексты, рожденные откровенно больными рассудками, либо явно ущербными людьми. Заразив страну своим ядом, иные детские писатели даже собственных детей предпочитают обучать на дому, экстерном: боятся ту часть общества, которую они успели напичкать своими вредными советами.

Что мы хотим получить, упорно финансируя литературных неудачников, отвергнутых покупателями? Разве стоит делать ставку на тех, кто неоднократно проваливал целые серии книжных проектов, топя в болоте собственного тщеславия щедрые государственные вливания?

Я убежден: государственное содействие издателям и авторам не должно строиться по принципу «свой своему» (а, может, и с «откатом»). Финансировать необходимо не литературные эксперименты сомнительного свойства, а признанные народом книги признанных народом авторов.


Поэты:


Ссылки по теме:

на начало