dazzle music 10100100010011011  
   Новая музыка MP3 на dazzle.ru
  • На «Евровидении» победили воры.
  • Валентина Толкунова – народная артистка и всенародная любимица.
  • Евровидение. А я люблю красу Алсу.
  • «The Use» - свой среди своих.
  • Гонорары звёзд российской эстрады.

    Полный список статей

  • Звезда

    Валентина Толкунова – народная артистка и всенародная любимица

    по материалам прессы – Ирина Клёнова

    Валентина Толкунова

    В Редакционный совет общенациональной газеты «Пенсионер и общество» вошла народная артистка СССР и России Валентина Васильевна Толкунова. Это знаковое событие для многих десятков тысяч наших читателей, которые давно и справедливо считают Валентину Толкунову всенародной любимицей и даже причисляют её к самым светлым символам нашей великой Родины.

    Толкунова Валентина Васильевна. Родилась 12 июля 1946 г. в г. Армавире Краснодарского края. Однако, считает себя москвичкой, потому что здесь научилась говорить, ходить, любить, верить. В Москве оказалась, когда исполнился год. Школу окончила в Ховрино - Железнодорожном районе г. Москвы. Еще в детском возрасте прошла по конкурсу в ансамбль Центрального Дома детей железнодорожников под управлением С.О. Дунаевского, где 10 лет пела в хоре под началом Т.Н. Овчинниковой - первого педагога по музыке.

    Окончила музыкальное училище им. Гнесиных и дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

    В 1966 г. по конкурсу прошла в ВИО-66 (вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю.С. Саульского), где работала 5 лет солисткой в вокальном квартете, исполняя джазовые композиции.

    В 1971 г. в телефильме «День за днем» В. Толкунова озвучила песни композитора И. Катаева на стихи М. Анчарова. Они быстро стали популярными, и началась активная работа с композиторами-песенниками: Э. Колмановским, М. Таривердиевым, П. Аедоницким, Е. Жарковским, М. Минковым, В. Успенским, Е. Птичкиным, Л. Лядовой и другими.

    В 1972 г. была приглашена поэтом Л.И. Ошаниным петь на сцене Колонного Зала на юбилейном концерте, где с успехом выступила с песней В. Шаинского. Открылась большая дорога на телевидение и радио.

    Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. Валентина Толкунова 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».

    Валентина Толкунова

    Певицей изданы пластинки и компакт-диски: «Стою на полустаночке» (1972 г.), «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1973 г.), «Комсомолу посвящается» (1975 г.), «Носики-курносики» (1977 г.), «Диалог у новогодней елки» (1982 г.), двойной альбом «Если б не было войны» (1985 г.), двойной альбом «Разговор с женщиной» (1986 г.), «Сережа» (1989 г.), «Сорок пять» (1992 г.), компакт-диски «Я не могу иначе» (1995 г.), «Я деревенская» (1997 г.), «Сон трава» (1997 г.) и др.

    В 1989 г. на базе Москонцерта, где В. Толкунова работала с 1973 г., создано Творческое Объединение «АРТ», театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого является певица. Театром созданы музыкальные спектакли и программы: опера «Русские женщины» по поэме Некрасова, на стихи Пушкина и Кольцова (1986 г.); спектакль «Ожидание» (музыка В.Успенского на стихи Р. Рождественского); спектакль «Брызги шампанского» (1989г., 1991 г.); музыкальные песенные спектакли «Я не могу иначе» (1990 г.), «Не оставляй меня, любовь» (1992 г.), посвященный 25-летию творческой деятельности В.В. Толкуновой, «Я росинка твоя, россиянка» (1995 г.), «Новая весна В. Толкуновой» (1997 г.). Все спектакли были поставлены на сцене Концертного зала «Россия».

    Валентина Толкунова - самая любимая отечественная артистка эстрады. О географии гастрольных поездок и широком признании ее творчества свидетельствует внушительная коллекция почетных званий и наград певицы.

    Валентина Толкунова считает: «Каждая песня — это судьба! И только о чувстве надо петь. Я рада, что избежала песен-лозунгов, а всегда пела о людях, об их радостях и переживаниях».

    С 60-летием известную певицу поздравил президент России Владимир Путин.

    В поздравительной телеграмме, в частности, говорится: «Высокое профессиональное признание и любовь многочисленных поклонников эстрадной песни - заслуженная награда за Ваш незаурядный талант, душевную щедрость и великолепное исполнительское мастерство».

    По подсчетам самой артистки, в ее репертуаре более 300 песен, издано 12 пластинок и компакт-дисков. 23 раза она становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».

    – Валентина Васильевна, есть такое понятие, как «цеховое братство», но, с другой стороны, известно, что на сцене существует клановость. Интересно, певцы вашего уровня дружат между собой?

    – Мы общаемся на концертах, на презентациях, на авторских вечерах, на встречах, свадьбах и похоронах наших друзей. Но общаться близко… Понимаете, формы общения бывают разные. Есть такая форма – «Здравствуйте! Как дела?.. До свидания». А есть другая, с более родными и близкими людьми, с которыми ты общаешься ежедневно и которые не безразличны к вопросу «как дела?» и к ответу на него. Поэтому я общаюсь с теми, кто приятен моему сердцу, пусть их немного, но они есть.

    – Как бы вы назвали те песни, которые вы исполняли – русскими или советскими?

    – Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех и её нельзя называть русской или советской.

    Русские песни подразделяются очень сложно – народные, стилизованные, продолжение народных. Но мы не можем всё время застревать на «Утушке луговой» или «Катюше». Мы не можем всё время петь только «Миленький ты мой». Песня идёт дальше, она развивается. Мы знаем истинное положение сегодняшней жизни и вкусы людей. Приятно, что к русской песне возвращаются, но почему только «Шумел камыш» или «Москва златоглавая»? Есть и другие народные песни, более глубинные, но они не поются. Но я знаю этнографов, историков, которые ездят по селам, по деревням до сих пор и выискивают жемчужины русской песни. Мне не хотелось бы петь на потребу публике примитивные песни. Да, есть романсы, но они спеты другими лучше меня. Если бы для меня написали романс, то я бы спела его, но хотелось бы, чтобы он вошел в круг не порочной музыки, а в круг достойной музыки.

    Валентина Толкунова

    – Пугачева говорит, что её песни – мини-театр. Современную музыку можно назвать музыкой для мышц. А как можно объяснить ваши песни?

    – Мои песни – это не эмоции ниже спины. Это эмоции на уровне сердца, на уровне головного мозга. Мне очень трудно понять, как при сегодняшней доступности литературы, при том, что лавки переполнены Цветаевой и Ахматовой, почему эти стихи не складываются в песни и никому не нужны? Покупают всё – детективы, приключения, романтику, какую угодно литературу, но кроме Ахматовой, Пушкина, Толстого, нашей классики. Почему? Потому что дух обеднел, наступила нищета. У людей при полных карманах денег обнищал дух. Раньше все было наоборот – Цветаеву или Ахматову было невозможно достать. Но люди были высоко духовно, они были готовы к слушанию и чтению таких стихов. А сейчас они не то что не готовы, они слушать даже этого не хотят. Раньше я пела баллады на стихи Гарсии Лорки. Кому они сейчас нужны? Даже смешно об этом говорить. Я пела песню татарского композитора Алмаза Монасыпова «А любовь то лебедем» на стихи Лиры Абдуллиной, потрясающая песня, вошедшая в «Песню года». А кому она нужна сейчас? Никому. Хотя затаенно, конечно, в уголке каждого человеческого сердца есть невостребованный романтизм. Но люди сейчас настолько затоплены в политических событиях, кровавых событиях, им приходится бояться каждого дня и проживать этот день со страхом за будущее. Этот страх, мне кажется, не позволяет им слушать хорошую музыку и читать хорошие стихи. Мне очень жалко наше время, смутное время, которое дает людям пищи для ума, для сердца.

    – Может быть, так должно быть – когда душа есть, то денег не надо, а когда деньги есть, то души не нужно?

    – По-разному бывает. В каждом обществе есть классы, способные воспринимать прекрасное, и классы, которые довольствуются низменным. Сейчас у нас искусство на уровне блатной музыки и арестантской песни. Это я бы назвала глухотой души, демонизмом, свойственным нашей эпохе. Но вместе с тем существует в обществе пласт людей, которые служат высокому началу, золотому началу, не тельцу золотому, а золотому состоянию души.

    – Кажется, академик Дмитрий Лихачев назвал Россию «последним резервуаром духовности на планете».

    – Я тоже так считаю. Когда бываешь в глубинках, то особенно четко понимаешь, что Россия – это не Москва и даже не Петербург. Россия – это нечто более духовное, глубинное, что зиждется на крестьянских душах и городской интеллигенции, или как её еще называли – мещанской. Но она отнюдь не мещанская, именно эти люди до сих пор воспринимают высокую поэзию, настоящую музыку. Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге. Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, той затаенности души, свойственной русской душе, о которой писал Достоевский. Мне кажется, что затаенность есть, но она так глубоко спрятана. Мир сегодня духовно гибнет, потому что идет в сторону легкого восприятия жизни и культуры. И я понимаю, почему это происходит. Потому что на его душу ложатся большие события. Он не может всё на всех поделить. Глубина восприятия бывает только, когда человек бывает в горе, в одиночестве в тюремной камере, именно тогда начинается переоценка ценностей. Если богатый человек духовен, то он может сделать так, чтобы его богатство не было для него самым главным в жизни. Но не многие богатые могут сделать так. Вспомните причту о том, как богатый человек обратился к Христу: «Что мне делать, Учитель? Я хочу пойти с тобой». И Христос сказал ему: «Откажись от своего богатства, раздай всё нищим и тогда ты пойдешь со мной». Но он не смог этого сделать. Слаб человек, не так-то просто расставаться с богатством.

    – Мне почему-то показалось, что вам с таким восприятием мира жить не легко?

    – Понимаете, с этой стороны мне очень легко жить. Потому что это моя позиция и отсюда, наверное, у меня нормальное восприятие плохого и хорошего. Для меня самое главное в жизни – остаться человеком.

    – Но, по-моему, сегодня таких людей мало?

    – Больше ничего не надо, кроме как остаться человеком по образу подобию Божьему и очиститься на этой земле. Ведь всё же временно. Мы ходим, смеемся, слышим взрывы, боимся, пугаемся, растим детей. Но это все создано для другой жизни. Надо очиститься для того, чтобы прийти в ту, другую жизнь если не совсем безгрешным человеком, то по крайней мере, светлым человеком.

    Есть такая фраза: «Хорош тот человек, который к старости сумел остаться ребенком». Нам очень много дается в детстве, но мы просто растрачиваем это, переставая быть детьми. Вспомните детство – ведь в нем мы были гораздо чище, чем в середине жизни. Но, тем не менее, у человека есть еще время, чтобы подумать о том, что будет в конце жизни, о том, что он должен прийти к нему с очищенной душой и светлыми мыслями.

    Если бы я была богатым человеком, то первое что бы сделала, построила бы школу и обучала детей с детского сада науке быть чистым человеком. Не светским манерам – оборочкам, бантикам всяким или как танцевать мазурку, а прежде всего, быть Человеком. Основой всему должен быть закон Божий, с него начинается духовная жизнь человека.

    – Валентина Васильевна, в советские времена вы тоже так думали о Боге?

    – Человек имеет свойство взрослеть. Если раньше я так не думала, то, по крайней мере, старалась поступать так, чтобы сегодня мне не стыдно было посмотреть в глаза миру и тому времени, которое было. Мне не стыдно, я ни в чем не провинилась. Я занималась творчеством, песнями, музыкой и у меня не было времени, честно говоря, лишний раз зайти в косметический салон или другие развлекательные места. Я больше занималась своей духовной жизнью: всегда много ходила в театр, в консерваторию, слушала хорошую музыку, читала хорошие книги, общалась с хорошими людьми и старалась не запачкать свою душу.

    – Вы были кумиром миллионов советских людей. Но пока вы шли к этой вершине у вас были какие-нибудь компромиссы?

    – Я не могу сказать, что у меня были какие-то особенные компромиссы. Ну что я могла…

    – Но вы же выступали на всяких идеологических концертах…

    – А я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни. Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на «джипе», имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много.

    – Вам нравится кто-то из молодых?

    – Мне нравится тембр Тани Булановой, но поет она не то, что нужно для души и для ее голоса. Очень нравится Надя Кадышева. Недавно я выступала с очень смешной группой – «Божьей коровкой». У них очень эксцентрическая музыка. Очень нравится Игорь Саруханов, его группа потрясающе играет. Я же по образованию дирижер-хоровик и когда-то пела джаз.

    - Ваша пластинка «Мой придуманный мужчина» соответствует новому времени? Для нас, слушателей, вы в ней раскрываетесь с неожиданной стороны.

    - Видно пришла пора. Женская мудрость берёт свое. Значит, есть чем поделиться и на этом жизненном отрезке. Хотя, опять же, новые песни - старые как мир, простые женские истории, написанные талантливым композитором и поэтом Василием Поповым. Ведь каждый из нас, наверное, испытал в жизни чувство одиночества, когда так хочется иметь рядом верного друга, который бы понял тебя, поддержал. Именно об этом я и пою в этих песнях.

    на начало