Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Макошь (наименование скульптур палеолита)

А.А. Тюняев, президент АФН, академик РАЕН

Макошь – наименование скульптурного изображения женщины – прародительницы рода русов славянской богини Макоши.

Кроме пещерной живописи и рисунка, памятниками палеолитического искусства являются различные виды скульптуры, которые в относительном обилии дошли до нас. Основным видом являются «женские статуэтки из камня, кости и обожженной глины» [1], а также из смеси костной золы с глиной [2].

Эти скульптуры неправильно именуются «палеолитическими Венерами», поскольку собственно к Венере они не имеют никакого отношения.

Применение и цель создания этих женских статуэток стали понятны учёным ещё в середине 20-го века. Например, М.П. Найман чётко обозначил религиозное их назначение – «непосредственно связано с магическими верованиями». Более того, он указал на славянскую принадлежность этих «магических верований» – «скульптурные изображения женщин – прародительниц рода» [3, ст. Скульптура]. С ним солидарен П.И. Борисковский, утверждающий, что «палеолитическое искусство связано с женскими культами эпохи материнского рода, с охотничьей магией и тотемизмом» [3, ст. Каменный век], и А.Б. Зубов, считающий, что скульптурные изображения женщин являются проявлением религиозного культа [4]. Безусловный авторитет в этой области, археолог академик Б.А. Рыбаков, отмеченный именно за изучение славянства Государственной премией СССР (Россия), также солидарен с мнением коллег: «Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости (палеолитические «Венеры»)» [5]. И именно в силу такого единства мнений, например, Брянский краеведческий музей на своём официальном сайте называет женские фигурки – «скульптуры богини-матери».

При таком, весьма чётко обозначенном и сплочённом единстве учёных в трактовке образа, запечатлённого в женских статуэтках, нам остаётся только добавить, что с его развитием

«у земледельческих племен Великая Мать мыслилась, с одной стороны, космогонически как Прародительница Мира, мать богов и всего сущего, а с другой – как Мать-Земля, Мать-сыра-земля и в силу этого – покровительница урожая. На русской почве это выразилось в образе богини Макоши – единственного женского божества, включенного Владимиром в свой дохристианский пантеон» [5, Заключение].

В подтверждение авторитетных мнений приведём археологические доказательства. Рельефное изображение женщины, поименованное П.И. Борисковским как «рельефы на камне – женщина с рогом» [3, Каменный век], является прекрасным палеолитическим изображением славянской богини Макоши, найденным в пещере Лоссель, во Франции. Мы видим аналогичный «рог изобилия (в античном искусстве обычно наполненный плодами) в руке Макоши на Збручском идоле» [5], а также в руке другого скульптурного изображения женщины (Малые гирлы).

Макоши с рогом.
Рис. 1. Макоши с рогом.
1 – Рельеф на камне «женщина с рогом», Лоссель, 25 – 20 тыс. до н.э., Франция [3, ст. Каменный век].
2 – «Скифское» изваяние, 7 – 3 вв. до н.э. 3 – Макошь. Одна грань Сбручского идола.

Наиболее ранняя из всех известных науке скульптур палеолитической Макоши – это статуэтка из Костёнок Воронежской области (Россия). Она датирована 42-ым тысячелетием до н.э. (а, возможно, возраст стоянки будет удревлён до 48-го тыс. до н.э.!) и относится к древнерусскому комплексу Костёнко-Боршевских стоянок, признанных в мире центром зарождения цивилизации человека – ««Я в центре мира: я – в КОСТЁНКАХ!» – воскликнул наш американский коллега, приехавший в экспедицию в 2003 году. И никто не удивился его словам» [6].

Макоши из Леспюг, Виллендорфа, Гагарино, Костёнок.
Рис. 2. Слева направо по степени удревления:
Макоши из Леспюга, 15 – 10 тыс. до н.э., Виллендорфа, 28 – 25 тыс. до н.э.,
Гагарино, 35 – 25 тыс. до н.э. (верхний Дон, Воронежская обл.), Костёнок, ок. 42-го тыс. до н.э.
Палеолитические фигурки славянской богини Макоши.
Рис. 3. Палеолитические фигурки славянской богини Макоши, слева направо:
1 – Макошь из Костёнок, Россия, 42-е тыс. до н.э.; 2 – Макошь из Елесеевичей, Россия, 35 – 25-е тыс. до н.э.;
3 – Макошь из Долни Вестонице, Чехия, 27 – 20-е тыс. до н.э.; 4 – Макошь из «Греции», Греция,
6 – 4,5-е тыс. до н.э.; 5 – Макошь из Самарры, Шумер (Ирак), 5 – 4,5-е тыс. до н.э.

Положительный результат нашего сравнения говорит о том, что культ Макоши возник 42 тысячи лет назад и прошёл сквозь тысячелетия, дойдя не только до пантеона Владимира, но и до наших дней. Славян, до сих пор почитающих Макошь, чрезвычайно много. Более того, Макошь, видимо, единственный религиозный персонаж, относительно которого практически нет каких-либо споров.

Более сотни фигурок Макоши всего было найдено. География – от Франции до Сибири. Но особенно много на верхнепалеолитических стоянках в Костёнках, Гагарино и Авдеево. Они были изготовлены 27 – 20 тыс. лет назад и почти все характеризуются материнской зрелостью форм. Нередко женщины изображаются беременными или в позе роженицы.

В.Д. Косарев утверждает, что, «несмотря на колоссальные разрывы во времени, не может быть сомнений в преемственном развитии мистического женского образа на протяжении более миллиона лет». Однако, по «непонятной» причине игнорируя славянский куст цивилизаций, он, тем не менее, подтверждает дальнейшие наши выводы о распространении культа Макоши в другие территории: «Эту линию можно провести далее через неолит, бронзовый и железный века, в крито-микенскую, ближневосточную и греко-римскую античность» [7].

Палеолитические изображения Макоши являются одним из наиболее ярких феноменов палеолитического искусства. Мера условности женских статуэток колеблется от образов почти реалистических (статуэтки из Костенок, фрагмент торса из Брассемпуи) до крайне стилизованной (Трезимено) и почти знаковой формы (две подвески из Дольни Вестонице).

На спине Макоши из Костёнок, относящейся к 42-му тысячелетию до н.э., имеется самая древняя надпись из известных в мире [8], состоящая, очевидно, из букв, которые отчётливо различимы и аналогичны современным.

Символы и письмена на палеолитических скульптурах Макоши.
Рис. 4. Сверху: увеличенный фрагмент «надписи», присутствующей на спине Макоши.
Снизу слева: фрагмент орнамента с груди Макоши и его идентификация со славянскими Свастическими символами «Макошь» и «Незасеянное поле».
Справа: 1-я колонка – укрупнённые изображения «букв» со спины Макоши (ок. 40 тыс. до н.э.);
2-я колонка – насечки с докитайской керамики 5 – 3-го тыс. до н.э., найденной на территории современного Китая;
3-я колонка – буквы финикийского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;
4-я колонка – насечки из Жаркутана, 1-е тыс. до н.э.;
5-я колонка – буквы этрусского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;
6-я колонка – буквы письма из Винча, 5-е тыс. до н.э.

На груди фигурки из Костёнок виден также орнамент, который можно уверенно идентифицировать как многократное повторение символа «Незасеянное поле», являющегося символическим атрибутом Макоши [9].

Распространение культа Макоши.
Рис. 5. Распространение культа Макоши.

Распространение культа Макоши отражено на рис. 5. Макоши, представленные на рис. 1 – 3 имеют очевидную генетическую связь, и самим временем своего существования они дают прекрасное представление о распространении этого культа: Русь → Чехия → Греция → Шумер.

И, следовательно из всего выше сказанного, налицо вся очевидность называния этого рода скульптурных изображений именем русской славянской богини судьбы Макоши.

Литература:

  1. Словарь по естественным наукам. Глоссарий, 2000 – 2006.
  2. Энциклопедия «Кругосвет», 2001 – 2007.
  3. Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 – 1978.
  4. Зубов А.Б., История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. - М., 1997.
  5. Рыбаков Б.А., Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981.
  6. Аникович М., Костёнки – палеолитический «центр мира». Известия «Наука», 04 сентября 2007.
  7. Косарев В.Д., Из тьмы к огню, или Власть очага, Краеведческий бюллетень, № 3. Южно-Сахалинск, 2004.
  8. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации. - М., 2006 – 2007.
  9. Тюняев А.А., Энциклопедия свастических символов. - М., 2006 – 2007.

Ссылки по теме:

на начало