Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Черторой

А.А. Тюняев

Черторой – «черторой м. овраг, рытвина от воды» [1]. Кроме этого В. Даль в статье «Чёрт» связывает название рек или ручья с именем «Черторой» непосредственно с чёртом. А также говорит об общеславянском (а не только московском) употреблении этого термина: «Пробитец, стар. прорва, проран, проток. Пробитец, «под Киевом, соединяет Черторою с Днепром»… За пахотную черту смерть коровья не ходит» [1]. Вспомним пропаханные Змиевы валы и то, что для святилищ Велесу отводились низины (как символ Перуна-верха и Велеса-низа), как, например, идол Велеса стоял на киевском Подоле [4]. Кроме того, например, писатель 15 в. Ткадлечек упоминал демона Veles у в триаде «чёрт – Велес – змей» [2, ст. Чёрт].

Черторый, ручей в центре Москвы, левый приток Москвы-реки, протекавший по дну глубокой долины, в местности, известной с 14 в. как Черторье (позже – Чертолье). Длина около 2 км. Брал начало из Козьего болота (в районе Патриарших прудов), протекал вдоль современной улицы Спиридоновки, далее – по трассам Никитского и Гоголевского (Пречистенского) бульваров. До создания этих бульваров наполнял водой ров вдоль стены Белого города. В 19 в. Ч. заключён в трубу. Основные притоки: справа – р. Сивка, слева, близ устья, – р. Ленивка. В первой половине 17 в. на берегу Черторой находилась Чертольская слобода, населённая посадскими людьми. По реке назван Чертольский переулок [3].

Впадал в Москву-реку вблизи древнего славянского святилища богу Велесу – выпасателю стад небесных и земных [4]. После иудохристианской оккупации Руси на месте этого святилища построен храм Спасителя. Позже переназванный храмом Христа-Спасителя:

«Волос или Велес – древнеславянское божество. Афанасьев считает его божеством туч, облаков, небесных стад, а затем и земных стад. Принятие христианства не помешало народу удержать понятие об особенном покровителе рогатого скота, но имя его заменилось теперь именами Иисуса Христа…, а в одной словацкой колядке, записанной у Сахарова (I. 24), слово велес употреблено в значении пастуха, а именно: «пасли овцы велесы при бетлемском шаласе» [2, ст. Волос].

Литература:

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, 1863 и 1902.
  2. Энциклопедия «Мифы народов мира», «Советская энциклопедия», 1987 – 1988.
  3. Энциклопедия «Москва», Большая Российская энциклопедия, М., 1997.
  4. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации, «Organizmica» (web), № 1, 2007.

Ссылки по теме:

на начало