Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Искр

А.А. Тюняев

Искр – русский богатырь, (Попялов, Запечный Искр, Искорка Парубок, Матюша Пепельной [1, с. 61, 69, 163, 164]), Рыбаков Б.А. объединил все эти имена «в силу того, что все они отражают идею огня домашнего очага» [2]; богатырь Искорка, Запечный Искр – источник и причина огня и света.

В славянском быту искры огня обязательно сохранялись до следующего дня в пепле («попеле» – отсюда Попялов) на запечке, в углу печи. Хозяйка дома, протопив печь и изготовив еду, загребала остатки жара в угол и засыпала их золой; утром, разгребая пепел, она находила тлевшие искры и «вздувала», «вздымала» огонь – «искра горящая крошка, малейшая частица раскаленного или горящего вещества, огненная капля, брызг» [3].

Таким образом, имя богатыря было связано с новым огнём, с огнём среди утренней тьмы. Эта светоносная роль Ивана Попялова хорошо отражена в сказке, записанной в Брянской обл. [2]: «В том царстве, где жил Иван, не было дня, а все ночь. Это зробил Змей…» Когда «убили того Змея, взяли змееву голову и пришовши к его [Ивана Попялова] хате, они разломили голову – и став белый свет по всему царству» [4, с. 264 – 265, сказка № 135].

Литература:

  1. Новиков Н.В., Образы восточнославянской волшебной сказки, - Л.: Наука, 1974.
  2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981.
  3. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, 1863 и 1902.
  4. Афанасьев А.Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 1 – 3, - М.: 1865 – 1869.

Ссылки по теме:

на начало