Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Коклюшечное кружево

Татьяна Родионова

Легкое, нарядное, нежное, волшебное, белое, льняное, разноцветное… кружево. Коклюшки, крючок, спицы, иголка, филейный челнок, челнок фриволите и умелые руки, которые украшают маленькие платочки, плетут воротнички, скатерти и многое другое. Этот маленький рассказ - о «русском кружеве» и коклюшках. История кружевного дела интересна и увлекательна.

Рис. 1. Подол юбки. Конец 19 века.
Рис. 1. Подол юбки. Конец 19 века.

В 12 веке мастерицы кружевоплетения в России создали самобытное направление, вошедшее в историю культуры под названием «русское кружево». К началу 19 века сложилось 17 основных центров кружевоплетения. В каждом - свои оригинальные и разнообразные узоры, связанные с местными обычаями и обрядами. В конце 19 века мастерские Вологодской земской управы открыли кустарный склад в Лондоне. Кружево экспортировалось во многие страны мира, даже в Южную Америку и Японию. Линии орнамента вологодского кружева плавны, текучи, мягко изгибаются.


Рис. 2. Подзор. Конец 18 века.
Рис. 2. Подзор. Конец 18 века.

В Кадниковском кружеве встречаются мотивы птицы-павы, а узоры дополнены звучными красками ткани.

Рис. 3. З.Е.Смирнова. Край «Гусеничный трактор», 1939 г.
Рис. 3. З.Е.Смирнова. Край «Гусеничный трактор», 1939 г.

Со временем облик кружева меняется, в нем появляются индустриальные мотивы.

Рис. 4. Г.Н. Мамровская. Скатерть «Весенние перезвоны». Фрагмент.
Рис. 4. Г.Н. Мамровская. Скатерть «Весенние перезвоны». Фрагмент.

Художницы Вологодской «Снежинки» в 1980-90-е годы создали произведения, по-новому показывающие природу, найдя для этого оригинальные приемы и мотивы орнамента. Товарищество «Рязанская краса» занимается возрождением традиционных промыслов рязанской земли.

Рис. 5. Косынка «Дерево жизни».
Рис. 5. Косынка «Дерево жизни».

Рис. 6. Валик для плетения коклюшечного кружева.
Рис. 6. Валик для плетения коклюшечного кружева.

Для плетения кружев необходима подушка - туго набитый валик, стоящий перед мастерицей на деревянной подставке. Процесс создания кружева начинается с изготовления «сколка» - рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. Кроме линий узора на сколке видно множество точек, куда втыкаются булавки. От булавок тянутся нити, навитые на деревянные палочки - коклюшки - главный рабочий инструмент кружевницы. Плетение тонких, нарядных коклюшечных кружев - работа непростая, требующая терпения и желания, соответствующих инструментов и навыков. Выполненная работа приносит мастерице большое удовлетворение и много радости всем окружающим.

Литература:

  1. Сорокина М.А., Вологодское кружево. Государственный Русский музей. 1998.
  2. Володина И.А., Фриволите, выпуск 2, «Старожил Москвы», 1992.
  3. Володина И.А., Фриволите, выпуск 1(3), «Старожил Москвы», 1993.
  4. Verlag fuer die Frau. Leipzig. Handarbeitstechnik. Band 6.
  5. Nina Davydova, «www.biserkrujeva.newmail.ru», 2004.

Ссылки по теме:

на начало