Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Истинная история Руси. Даты. Сейчас 32.514 год по летоисчислению славян.

Впервые на Земле. Историко-просветительский проект АФН.


Электронная славянская энциклопедия

Куриный бог

К.Ю. Гончаров

КУРИНЫЙ (КУРЯЧИЙ) БОГ – один из природных камней необычной формы, с которыми связываются те или иные мифологические представления (ср. громовая стрела, чертов палец), а именно камень с естественным отверстием (характерно, что в некоторых функциях такой камень могут заменять сосуды с отбитым дном и т.п.).

Его также называют урочный камень или курячий поп, могут использовать как магическое средство в медицине (напр., лечат зубную боль), но главная его функция – охранять кур.

Его вешают в курятнике, так же, как вешают старую обувь (дырявые лапти).

Слово «бог» употреблено здесь в значении «икона», весьма обычном в сельском обиходе. К. Б. (здесь «боги» – «святые») могут именовать также Кузьму и Демьяна, и в их день (1 ноября) отмечают «курячьи именины». Роль К. Б. могут играть и др. предметы (напр., медвежьи лапы или когти), причем иногда те же, что и роли скотьего бога. Т. о., К. Б. с его эротическими ассоциациями (ср. роль дырявой посуды в свадьбе, в частности, в обряде первой брачной ночи), видимо, был вариантом «скотьего бога»; при этом деление на скотьего и К. Б. отражает разницу между муж. и жен. животноводством [1].

Следует учитывать, что в данном случае привязка слова «бог» к слову «икона» относится к позднему периоду. По результатам археологических разведок известно также, что подобный амулет-оберег мог представлять собой не только «природный камень необычной формы», но и специально изготовленное изделие всё с той же целью: «В 2000 году на селище у села Иславское был найден обломок каменной пластины с резным изображением крылатой антропоморфной фигуры… Аналогичные каменные изображения-личины известны в собраниях некоторых музеев. Вплоть до XIX века подобные амулеты использовались в крестьянском быту в качестве языческих амулетов-оберегов от различных болезней домашней птицы и носили название «куриных богов» [2].

«Аналогичным образом старались защитить и двор. На шестах забора развешивали камни с дырками – «куриных богов». Недаром полагают, слово «куриный» – видоизмененное «чуриный», т.е. имеющий отношение к Чуру или Щуру, божеству или духу предков. «Чур» одновременно означает и «межа, граница» [2].

Литература:

  1. Успенский Б.А., Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
  2. Русская Традиция. Альманах. № 2. М.: «Ладога-100», 2002. Стр. 87, 164.

Ссылки по теме:

на начало