Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Квас

К.Ю. Гончаров

КВАС м. кислый напиток, который готовили в поминальные праздники, на свадьбе, родинах. Входил в праздничную страву (обрядовые блюда), наряду с сурьёй (мёдом питным), киселём, пивом.

Квас, напиток, приготовляемый путем брожения (молочнокислого или отчасти спиртового) из различных сортов муки и хлеба с прибавлением солода (квасного сусла) и дрожжей.

Различные сорта хлебного кваса называются русский квас, кислые щи и др. Помимо хлебного кваса приготовляются фруктовый и ягодный квас, сдобренный соком плодов или ягод, также с помощью дрожжей [1].

Квас на меду (медовый), клюквенный, грушевый, яблочный готовился без муки, наливкою воды на плоды; получался в процессе брожения.

Квасное сусло приготовлялось особым способом из смеси ржаной муки и солода. Солод – проросшее ячменное зерно.

В Полесье на Радуницу квас в составе других кушаний приносили на могилы близких. На Смоленщине на сороковой день после смерти варили квас или брагу и готовились к «отпуску» души на «тот свет».

У русских накануне свадьбы в обряде мытья невесты в бане девушки лили на каменку квас с хмелем или вином, остатки которого потом допивали. После венчания родители жениха встречали молодых хлебом и квасом. Угощение квасом или пивом связывалось с магией плодородия.

Хлебный квас имел значение оберега. Верили, что пожар, вызванный молнией, можно было потушить только молоком или квасом, пивом, яйцами, но отнюдь не водой (в.-слав.); чтобы огонь такого пожара не распространялся дальше, в пламя бросали обруч с квасной шайки (рус.).

В качестве магического лечебного средства использовался квас с солью или квасное сусло, оставшееся после приготовления напитка. При трудных родах роженице давали выпить квасной гущи или солода (рус.). Отелившейся корове для того, чтобы скорее отошел послед, также давали квасную гущу, ячмень или ячменный солод (рус.). Новорожденному перед первым купанием вливали в рот немного кваса, чтобы он не боялся простуды (бел.). Прикладыванием соленой квасной гущи лечили болезнь пальцев – «ногтоеду» (рус.).

Чтобы в молоке было больше сливок, молочный горшок мыли кислым квасом с солью и ставили в печку (сибир.) [2].

Известны запреты на приготовление кваса – вероятно, это было связано с поздними поверьями, когда, под влиянием христианских представлений о мироустройстве, в славянской мифологии возникло жесткое разделение на бога и дьявола, добро и зло («нечистых» духов – бесов, чертей) и т.д. Пример: в Обоянском уезде Харьковской губернии квас не делали в понедельник, чтобы чёрт не выкупал в нем своих детей [2].

Литература:

  1. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон», 1890 – 1907.
  2. Валенцова М.М., Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: Международные отношения, 2002.

Ссылки по теме:

на начало