Русь Великая |
Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.
Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».
Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.
К.Ю. Гончаров
Обавник м., обавница ж. читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников, изготовитель черт и резов (священных надписей) [1]. Обавник – возможно, сродни наузнику (узольнику), знахарю – как человек, умеющий также завязывать узлы-обереги, призванные защитить от недуга: «кои завязують зверове и мечки, и гледать на воду, и завезують деца малечки».
Обавник, обавница – от слова баять, т.е. говорить, рассказывать.
Бая(и)ть – говорить, рассказывать, байка – сказка, баюн (баюкон) – говорун, сказочник, краснобай, прибаутка, баюкать (байкать) – укачивать ребенка под песню, обаять, (обаить, обаивать) – обольстить, обворожить, старин. обавник (обаяниик) – чародей, напускатель «обаяния»; иллир. bajanie – заговор, чародейство, песнь, поэтический вымысл, bajan – чародей, волхв; польск. bajac – рассказывать сказки, bajacz (bajarz) – рассказчик, baja – сказка, bajeczny – баснословный; чешек. bag, bagar, bagec – сказочник, bageni – басня, речь; серб. баjати – колдовать, баjач – колдун, баjалица – колдунья, баjатье – волшебство. Этими выражениями объясняется и боян Слова о полку = певец, чародей. От глагола баять происходит балий, слово, объясняемое в «Азбуковнике»: чаровник, ворожея, а в фрейзингенской рукописи употребляемое в значении врача; бальство – ворожба [2].
Обавить церк. очаровать, околдовать, обворожить; более употребляют обаять. Обаванье ср. действие по глаголу, обаяние. Обаватель м. обавательница ж. обаятель, чародей, колдун, ворожея, знахарь [3].
Церковью были объявлены гонения и запреты на людей, род занятий которых был связан с древними народными традициями. Указание такого рода, найденное И. Беляевым в покаянной дисциплине: «да отлучен будет обавник <…> чародей, скомрах, узолник» [4]. Церковь запрещала народу всяческие увеселения, такие, как игры на музыкальных инструментах, пляски и песни: «Идеже есть играния, тамо есть диавол, а идеже есть плясание, тамо есть сатана» [5]. Как мы видим, церковное мракобесие дошло до того, что возбранялась естественная потребность человека выражать через Слово и музыку, танцы свои чувства, переживания, впечатления от окружающего мира. Под запрет попадало само понятие народной культуры. Если человек слагал стихи, песню, сказку, выказывал желание и умение играть на музыкальном инструменте – это ли не самый настоящий талант; а вдохновение и талант, как известно, от Бога. Весь абсурд заключается в том, что, по мнению церкви, любое божественное проявление есть… «диавол и сатана». Подобная подмена понятий являлась целенаправленным действием, призванным уничтожить конкурирующие с церковными исконные народные культуру и традиции славян. Неудивительно, что при таком подходе обавник из сказителя и читающего славления, превратился в некоего «колдуна». Исконное слово-обозначение в результате получило исключительно негативный смысл, который преобладает поныне в словарях и справочниках, составленных, казалось бы, из благих побуждений донести до современников всё богатство живого великорусского языка.