Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Свадебный русский женский костюм (Вятская губерния)

С.В. Горожанина, Л.М. Зайцева

Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения – «согласия».

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а, следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.

Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

В зажиточных семьях на рубеже XIX—XX вв. обрученная наряжалась в батистовую или кисейную рубаху, несколько шелковых сарафанов неярких оттенков розового, лилового, голубого цветов, надевавшихся один на другой, завязывала яркий шелковый пояс.

В Малмыжском уезде волосы невесты на обручении оставались распущенными. После обряда обручения их заплетали в две косы. Девичья повязка менялась на однорогий кокошник или самшуру (шамшуру) с округлым, твердым дном, расшитым золотными нитями, и мягким очельем, закрывающимся сложенным в виде ленты шелковым платком. Поверх кокошника или самшуры накидывалась нарядная шаль.

Бедные крестьянки, девушки-сироты надевали на обручение скромную домотканую одежду. Она состояла из белой рубахи, украшенной ткаными или вышитыми узорами, синего или черного широкого косоклинного сарафана (на спине его закладывали в плиссированные складки) и яркого узорного пояса, который иногда завязывался под сарафаном.

Распущенные волосы невесты покрывал домотканый белый платок, сшитый из двух полотнищ ткани. Костюм из Малмыжского уезда Вятской губернии, надевавшийся невестой-старообрядкой на обручение, состоит из рубахи, сарафана, пояса и нагрудного украшения.

Свадебный русский женский костюм. Русский Север.
Рис. Свадебный русский женский костюм.
Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье. Вятская губерния.
Конец 19-го – начало 20-го вв. Малмыжский уезд [1]

Рубаха составная, прямого покроя.

Её верхняя часть сшита из четырех прямых полотнищ миткаля, длинные суживающиеся к запястью рукава – из белой в частые крапины кисеи. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, присборенные в частые сборки и зафиксированные с изнаночной стороны хлопчатобумажной бейкой, образуют округлую горловину с разрезом посередине груди, застегивающимся на стеклянную пуговицу и воздушную петлю. Края рукавов оторочены полосами белого фестончатого кружева, сплетенного на коклюшках. Под рукава вшиты квадратные кисейные ластовицы. Нижняя часть рубахи изготовлена из четырех прямых полотнищ отбеленного льна домашней работы.

Сарафан лилового шелка прямого покроя сшит из четырех полотнищ, собранных под обшивку в неглубокие защипы, на спине – во встречные складки; застежка на левом боку. Узкие лямки выкроены из небольшого цельного куска ткани, пришитого на середине спины; спереди концы лямок крепятся на груди. С изнанки лямки, обшивка и подол укреплены хлопчатобумажной тканью малинового цвета.

Более древние сарафаны были, косоклинными, распашными, застегивающимися на металлические пуговицы. На нашем сарафане напоминанием о старинном крое служат две продольные полосы серебристой бахромы, нашитые спереди сверху донизу.

Узкий пояс сплетен на бердышке из льняных (нити основы) и шелковых черных, белых, голубых и лиловых нитей утка разных оттенков с узором в продольные полосы. Концы пояса оформлены пышными кистями с ворварками из канители.

Бердышко – простейшее приспособление для изготовления поясов. Оно представляет собой дощечку с чередующимися маленькими круглыми и длинными продольными отверстиями, в которые продеваются нити основы. Один конец пучка нитей привязывается к крюку, второй закрепляется на поясе мастерицы. Бердышко поднимается вверх – одна группа нитей остается на месте, вторая поднимается вверх, в образовавшийся зев пробрасывается нить утка, затем бердышко опускается и процесс изготовления пояса продолжается.

Традиция плетения старообрядцами поясов со словами молитв, пожеланий, именами владельцев в бывшей Вятской губернии не прерывается до настоящего времени. Свадебный наряд вятской старообрядки дополняет нагрудное украшение – «ожерелье». Оно имеет трапециевидную форму с заоваленным нижним краем, округлым вырезом горловины, с застежкой на спине на пуговицу. По белой шелковой сетке вышит золотной канителью и металлическими блестками узор из мелких многолепестковых цветов с веточками и листьями и парных крупных листьев, края оформлены фестонами из канители.

Литература:

  1. Горожанина С.В., Зайцева Л.М., Русский народный свадебный костюм // Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Изд-во «Культура и традиции», 2003.

Ссылки по теме:

на начало