Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Узольник

К.Ю. Гончаров

УЗОЛЬНИК м. То же, что наузник.

Узольник м. стар. кто носит на себе, по суеверью, охранные узлы, с заговорами, знахарские завязки. Узольники священники и причетники да не обрящутся. Узлить, узлять южн. вязать узлы, путать что; || *сплетничать, переносить и наговаривать [1].

У древних славян были обереги, которые не только защищали от злых духов, но берегли единство со всей Природой. Вполне возможно, что каждый по отдельности оберег выражал и обозначал какое-то единичное понятие, соответствующее слову в речи. Следовательно, узлы могли являться прототипом будущей письменности.

Обереги изготовлял человек из волховского, жреческого сословия, знавший в этом толк. Таких людей называли наузники-узольники, так как они делали наузы и обереги. Если быть более точным, то слово узольник означает человека, носящего на себе узы (не путать с путами) с оберегающими приметами.

Носились обереги в основном у пояса, на плечах, на груди у сердца, на пальцах рук. Обереги были самыми разнообразными и отражали мировоззрение славян [2].

Знахарям, занимавшимся навязыванием таких амулетов, давались названия наузника и узольника, как видно из одной рукописи с.-петербургской публичной библиотеки, где признаны достойными отлучения христианской церковью от св. причастия: обавник, чародей, скоморох и узольник [3].

Обычай завязывать край платка, чтобы, взглянув на него, вспомнить о чём-то важном, имеет очень древние корни. Это отголоски времени, когда письменности еще не было, но информация для запоминания уже была. При мене, торговле, договорах необходимы были некие «верительные знаки». Поэтому, например, плелся шнурок, на котором вязались различные (известными только определенному племени способами) узлы. Количество узлов было равно количеству племен, участвовавших в договоре. Своеобразная «авторская подпись».

Система узелковых знаков совершенствовалась и превратилась в одну из разновидностей письменности. Наиболее сохранившийся вариант нам известен, как письменность перуанских индейцев «Кипу» [4].

В мировой литературе встречается немало примеров и упоминаний узелкового письма у других народов. Однако в современном русском языке само слово узольник встречается крайне редко, как правило, в справочной литературе, но сохранилось среди фамилий, например: Узольник О.В. Как известно, фамилии произошли на Руси от прозвищ, обозначающих в древности род занятий предка человека, особенности его характера, или его символ – тотемное животное, птицу и т.д., например: Ковалев или Кузнецов, Горшков, Волков, Медведев и т.д.

Такая редкая фамилия, как Узольник, является своего рода напоминанием современникам о древней культуре наших предков. Более того, происхождение имен и фамилий на Руси от прозвищ являлось логическим составляющим единого, целостного мировоззрения славян.

Одним из сильных защитных средств против любого инородного вторжения, изменяющего генетический аппарат, разрушающего устои и целостность сознания, было национальное поименование, прозвание людей словами из родного языка. В Древней Руси существовала культура имени. Здесь учитывали мистическую преемственность меж предками – потомками, духовно обязывающий смысл наречения [5].

В языке первой половины ХIХ в. многие из личных имен бытовали также в качестве прозвищ того или иного сословия, социальной группы: кафтанник, лапотник, балахонник, сермяжник (крестьянин, мужик), бархатник, сюртучник, фрачник (гражданское лицо, принадлежащее к имущему сословию) и т.д. [6]. В этом же списке встречается и узольник, куда он попал, скорее всего, по классификации христианской церкви – в разряд, так называемых, «кающихся грешников»: рясник, верижник, узольник (монах или кающийся прихожанин).

Литература:

  1. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4, 1863 – 1866.
  2. Из истории оберегов.
  3. Афанасьев А.Н., Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. Том третий. М.: «Современный писатель», 1995. С. 214 – 218.
  4. Кручинин В.И. (Венед), Авторская монография «Легенды, мифы, боги, люди». Стрежевой, 2007.
  5. Баженова А., Славян родные имена: Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и русов за два тысячелетия. М.: «Ладога-100», 2006. С. 8 – 9.
  6. Грязнова В.М., Мотивированные наименования лица в русском языке XIX–XX вв. в их истории, в сборнике: Секция XII. Словообразование русского языка. Интернет.

Ссылки по теме:

на начало