АНТИФАШИЗМ | 10100100010011011 | |
101001000100110111001 |
Омская газета, 05.09.2001
Омские староверы-инглинги молятся Перуну и считают своим символом свастику. Среди них доктора наук и обыкновенные школьники.
Упоминания о язычестве, о древних обрядах и праздниках, о божествах, управляющих стихиями, вызывают ассоциации с глубокой древностью, со сказочностью.
[!] Для нескольких тысяч жителей Омска и Омской области религия их предков и сейчас - единственно возможная.
Для человека современного это может показаться чем-то декоративным, не вполне искренним. Трудно представить, как люди абсолютно серьезно способны поклоняться деревянному божку.
[!] Ещё более трудно представить, как живые люди способны поклоняться ожившему мертвецу – Иисусу – ред.
«Древнерусская инглинистическая церковь православных староверов-инглингов». Это надпись на табличке у ворот деревянного одноэтажного дома, где находится управление церкви и сам храм.
Отец Александр - старовер по роду отца, его мать - христианка. Он управляет церковью уже 16 лет. Помещение в обычном частном доме мало напоминает храм в обычном понимании - в центре на возвышении статуя бога Перуна. Пахнет благовониями, перед статуей горит небольшая свечка, пол и стены – деревянные. В соседнем помещении живут члены общины и студенты духовного училища.
- Что изучается в вашем училище?
- Юджизм, или мировосприятие. Религиоведение - изучение всех религий, которые есть в России, философия, древние языки и много других предметов.
- Какое образование у тех, кто здесь учится?
- Со школьным образованием процентов 10-12. Остальные - люди с высшим образованием. Есть и кандидаты наук, в 1996 году у нас учился доктор наук.
Эти люди не похожи на безумцев или на экзальтированных адептов «истинных» религий, уверяющих, что именно они постигли смысл жизни и готовы поделиться им с вами. У них собственный взгляд на окружающий их мир, особенно на различные природные явления, причину которых они, подобно своим предкам, видят в действиях таинственных сил и многочисленных богов [в христианстве, например, многочисленны святые – люди, не боги – ред.].
- Ваша церковь чем-то отличается от секты?
- Секта - это любое ответвление от какого-то начала, прирост, искажение. У них в основе всегда что-то неискреннее, хитрое. У нас же вера изначальная - это противоположно любой секте. Можно представить себе чистый ручей: он течет и в него падает сор, в конце он превращается в болото. Чтобы понять, что такое чистота, все идут к истоку.
- Как вы относитесь к представителям других религиозных течений?
- Староверы, прежде всего, веротерпимы. Мы с уважением относимся к тем, у кого есть своя мудрость, своя культура. Главный принцип - они не вторгаются к нам, а мы к ним.
- Какие у вас отношения с официальной религией?
- Нам нечего делить - они своему богу молятся, мы - своим. У меня прекрасные отношения с большекулачинским отцом Виталием.
[!] Разница между нами в том, что они рабы божие, а мы дети божие.
- Что это значит?
- Боги могут быть небесными и земными. У всех есть земные боги - отец и мать, поэтому их надо уважать и почитать как богов, а их сотворили их боги - боги наши - суть предки наши.
- Многих, наверное, пугает ваша символика, ведь это свастика.
- Свастика - это древний символ солнца, благоденствия, счастья, вечного движения. Мы вкладываем в нее только это значение. Ты когда последний раз на звездное небо смотрела? Слева от Большой медведицы как раз свастика на небе - созвездие Свати.
- Я знаю, что бога Перуна, которому вы поклоняетесь, называют кровавым богом и в древности ему приносили в жертву людей и животных.
- Перун - это бог - покровитель мудрости, защитник родной земли. Все остальное придумали несведущие люди.
- Откуда могли взяться эти выдумки?
- Да, написано: корни перунова древа - дуба - поливали медвежьей кровью. Поэтому глупые переводчики сделали вывод - славяне-варвары приносили в жертву медведей. Отсюда и пошло. На самом деле ритуальная медвежья кровь - это малиновый сок. Когда медведь идет по малиннику, он ягоду ест и половину давит. И эти ягоды малины на шкуре назывались медвежьей кровью.
- Есть ли у вас заповеди? Что считается грехом?
- У нас заповедей много. В христианстве они имеют общий характер, а у нас заповеди на каждый конкретный случай. Одну заповедь Перуна ты исполняешь с детства:
[!] «Омывайте после деяний ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот силу божью теряет».
У Перуна 33 заповеди, у Сварога 33, есть другие боги и богини, но чтобы все эти заповеди выполнить, есть две великие основы - свято чтить своих богов и предков и жить по совести в гармонии с природой.
- Если говорить о возрасте, кто приходит в вашу церковь?
- До 14 лет люди нашу церковь не посещают. Я не знаю, как можно делить людей на молодых и старых. Можно и в 15 лет быть глубоким стариком. А вообще у нас учатся, приходят люди самого разного возраста.
- Что этих людей, на ваш взгляд, привлекает?
- Их привлекает чистота. Сейчас у нас выпущено четыре книги. Они называются «Веды», то есть мудрость. В них обобщен опыт, богатство именно нашей культуры, чтобы люди имели общее понятие о том, кто такие староверы и не путали нас, например, со старообрядцами. Никогда не было такого, чтобы староверы ходили по подъездам и предлагали обратиться в старую веру. Люди сами приходят к нам.
- Вы знаете, сколько всего староверов в России и в нашей области?
- Почему только в России? У нас есть люди из Минска, из Латвии. Из Канады человек приехал к нам учиться, из Швеции приезжали два года назад.
По официальным данным, в Омской области всего 17-20 человек староверы. Конечно, на самом деле нас гораздо больше, в этом легко убедиться, побывав на одном из праздников. Многие общины просто избегают регистрации. В них есть старики, которые еще помнят 30-40-е годы. Тогда общины физически уничтожались - людей, имеющих отношение к вере, расстреливали, не разбираясь. Эти люди уверены - их вера самая старая, а значит, и самая мудрая (именно вера, а не религия - это принципиально). И даже если человек считает себя христианином, то он все равно остается в той изначальной вере. Ведь все мы храним фотографии своих родителей. То же самое с христианскими иконами, которые передавали из поколения в поколение. Каждое вкладывало в них свою энергетику. И человек понимал, что смотрит на ту самую икону, которой молились его предки.